Куда уходят диски?
(25.12.2006)Иванка КАРАБИЦ, для DailyUA
Один из наиболее актуальных вопросов в области современной музыкальной индустрии звучит так: «Можно ли в Украине заработать на продаже музыкальных дисков»? Так, по крайней мере, считают организаторы еженедельных творческих «Посиденьок» в информагентстве УНИАН.
На приглашение автора и ведущей дебатов Лизы Хворс откликнулись – Эдуард Приступа (известный в народе как Диля – экс-участник бойзбенда ТНМК, ныне солист группы «Неділя»); Юрко Зелений (музыкальный критик, координатор online-ресурса ФРД-вісти…); Елена Ситкова (PR – директор рекординговой компании Moon Records), а также Ксения Сладкевич и Пётр Мацкевич (представители корпорации интеллектуальных решений Sladkevych Corporation).&Matskevych
На сегодняшний день, по словам ведущей «Посиденьок», основным доходом для
украинских исполнителей является концертная деятельность, в то время, как
зарубежные музыканты могут, не особо напрягаясь, существовать на средства,
собранные с продажи дисков. Возможно ли когда-нибудь изменить эту ситуацию в
нашей стране? На поставленный вопрос, каждый из участников круглого стола
отвечал со своей «творческой колокольни».
Чтобы подтвердить предположения, озвученные Лизой Хворс, Елена Ситкова провела
опрос среди музыкантов. В результате опредилилось приблизительное процентное
соотношение между доходом, собранным с продажы пластинок, и гонорарами за
концертные выступления артистов. И правда, цифры оказались далеко не в пользу
средств от продажи альбомов процентов основного заработка. Для%и составили всего лишь около 30
большинства исполнителей основную лепту в бюджет (от 50 и больше процентов)
приносят гонорары за концерты и гастроли.
Для Эдуарда Приступы прибыль от продажи дисков также не является существенным
финансовым подспорьем. Например, даже половины гонорара за выпущенный альбом не
хватает, чтобы окупить съёмку одного клипа. Основополагающий источник доходов
музыканта определить сложно. Единственной более-менее стабильной стороной в
пополнении его бюджета можно считать гонорары за авторские и смежные права.
Диля бороздит просторы шоу-бизнса уже около восьми лет и за это время написал
немало хитов и выпустил не одну пластинку. Весь этот творческий багаж с годами
стал работать на музыканта и, соответственно, приносить авторские отчисления.
Но, не взирая на свою стабильность, размер этих доходов также очень невелик.
В процессе совместных размышлений над поставленным вопросом участники
«Посиденьок» плавно перевели разговор на более глобальную и общемировую
проблему. Современные меломаны стали отказываться платить за музыку, то есть
покупать лицензионные версии в магазинах. Наиболее распространёнными методами,
особенно среди молодёжи, является копирование дисков у друзей, покупка на
лотках недорогих пиратских копий и скачивание треков в интернете, почти или
совсем забесплатно. Наибольшую угрозу для рекординговых компаний,
специализированных магазинов и самих исполнителей представляет именно добывание
музыки в сети. Управляют же такой системой распространения интернет-пираты,
либо структуры, которые работают в угоду себе и очень редко делятся доходом с
исполнителями, чьи песни используют. Подобная практика является грубым
нарушением авторских прав и должна непременно караться законом. Но на
Украине такие организации зачастую работают под прикрытием государства и
посему остаются безнаказанными.
Наиболее интересными мыслями по этому вопросу поделился журналист Юрко Зелений.
По его словам, музыкальную продукцию можно разделить на два среза. Существуют
пластинки премиум–класса, которые могут стоить немалых денег, но, тем не менее,
пользуются спросом у определённой избранной целевой аудитории. Ко второму срезу
относятся диски-однодневки, которые работают на сезон, но, как ни прискорбно, всего рынка. Такого рода музыку всегда можно
найти в%занимают около 98 интернете, из-за
чего она становится легкодоступной и не всегда покупается в магазинах. Такое
положение вещей, по словам Юрка, давно уже поставило подножку мировым
рекординговым брендам, среди которых - Sony BMG, Universal music, EMI music и
Worner music. Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию, эти и другие
мировые компании вплотную занялись переориентацией на продажу музыкальных
дисков через интернет. Теперь в специальных online-магазинах можно заказать
порой даже очень редкую музыку, которую вам доставят по почте прямо домой. Для
современного потребителя такая процедура и проще, и дешевле, так как цены на
продукцию в интернете существенно ниже.
Подводя итоги дебатов, был сделан вывод, что в ближайшем будущем диски и вовсе
могут исчезнуть с прилавков магазинов и лотков. Естественно, никто не берётся
прогнозировать что-либо на 100 %, и данный вопрос, бесспорно, остаётся
открытым. Но вполне вероятно, что музыкальные компакт-диски, как и многое
другое в наше «продвинутое» время, стремительно уходят в интернет.